Близорукость у детей
Рефракционная аномалия, – близорукость, дальнозоркость, астигматизм, – в большинстве случаев обусловлена неправильными геометрическими пропорциями в строении глазного яблока. Чаще всего аномальным (слишком коротким или избыточным) является горизонтальное расстояние от внешнего прозрачного роговичного слоя до светочувствительной зоны сетчатки. Так, именно по этой причине почти все дети рождаются дальнозоркими, т.е. вдаль видят значительно лучше, чем вблизи, однако по мере роста и развития оптико-геометрические соотношения нормализуются и зрение приобретает свою «расчетную» остроту. В некоторых случаях, однако, этот процесс по тем или иным причинам не останавливается вовремя, и младенческая дальнозоркость переходит в свою столь же аномальную противоположность – развивается миопия, или близорукость.
Врожденная близорукость (миопия) у детей
Близорукость может быть как приобретенной в течение жизни, так и врожденной, сформированной на этапе внутриутробного развития. Известно множество возможных причин и факторов риска (недоношенность, отягощенная наследственность, сопутствующая врожденная патология в других системах организма, разрушительные привычки у родителей и т.д.). Как правило, врожденная миопия не ограничена одной лишь рефракционной проблемой и сопровождается серьезными аномалиями глазных тканей и структур (например, глазного дна).
В большинстве случаев врожденная близорукость является стабильной, однако иногда обнаруживает тенденцию к дальнейшему усугублению. Ребенок с врожденной миопией должен находиться на диспансерном учете под постоянным наблюдением районного офтальмолога. В подобных случаях прогноз находится в прямой зависимости от того, насколько своевременно начинается лечение и, в частности, профилактика развития амблиопии («синдром ленивого зрения», заключающийся в постепенном снижении активности зрительной системы с той или иной патологией).
Детская близорукость
Как известно, при близорукости страдает зрительное восприятие и распознавание удаленных объектов: они кажутся нечеткими, размытыми, контуры сливаются с фоном, окружающий мир на расстоянии выглядит как хаотичное сочетание цветных пятен. Чаще всего такое состояние обусловлено нарушением стереометрических пропорций глазного яблока: оптическая система глаза должна сфокусировать изображение на фоточувствительной поверхности сетчатки (макулярная рецепторная зона), но из-за увеличенного линейного расстояния между внешней роговицей и макулярной зоной фокусная точка оказывается не на сетчатке, а где-то перед ней.
По степени выраженности различают несколько степеней близорукости:
- слабая: до -3,0 диоптрий;
- средняя (умеренная): от -3,25 до -6,0 диоптрий;
- высокая (выраженная): свыше -6,0 диоптрий.
При высоких степенях миопии затруднено распознавание не только удаленных, но и близко расположенных объектов: близорукий ребенок вынужден, сняв очки, приближать глаза вплотную к тексту, экрану и пр. Иногда приходится иметь при себе две пары очков – отдельно для «дальнего» и «ближнего» зрения. Но и такая коррекция не всегда достаточна: выраженная миопия нередко сопровождается патологией глазного дна, оболочек и т.д.
К основным причинам детской близорукости относятся:
- наследственный фактор;
- рефракционная аномалия склеры;
- патология аккомодирующих мышц;
- несоблюдение ключевых принципов зрительной гигиены (которые должны выполняться неукоснительно, если речь идет о ребенке);
- общая слабость организма, нездоровый режим питания и активности, наличие тяжелых системных заболеваний и пр.
Но ведущей причиной детской миопии, согласно статистическим данным, является все же избыточное расстояние между роговицей и сетчаткой: в этом плане имеют значение даже доли миллиметра.
Симптомы детской близорукости
В раннем детском возрасте основная проблема диагностики заключается в том, что ребенок не может вербализовать свои ощущения. Но и на более поздних этапах родители зачастую даже не догадываются о близорукости: самому ребенку просто не с чем сравнивать, при врожденной миопии он не знает, что такое видеть вдаль нормально, и воспринимает ситуацию как естественную – ни на что не жалуясь. Нередко тревогу поднимают не родители, а учителя младших классов или воспитатели в детском саду, обратив внимание на ряд специфических нюансов в поведении ребенка.
В то же время, эффективность терапии детской близорукости определяется тем, насколько своевременно выявлена и исследована патология, и насколько быстро принимаются соответствующие меры: с каждым упущенным годом прогноз и перспективы полного восстановления зрения (консервативными, бесконтактными методами) существенно ухудшаются.
Поэтому каждым родителям надлежит очень внимательно следить за тем, как их ребенок учится читать, с какого расстояния он четко различает буквы и картинки. Возможно, звучат жалобы на головную боль, или ребенок прищуривается, учащенно моргает, трет глаза, спрашивает о том, что именно виднеется на расстоянии или на горизонте. При наличии любых подобных проявлений необходимо срочное и развернутое обследование у офтальмолога. Тратить время на «народные средства» или на выжидание, пока ребенок «перерастет» – крайне безответственно.
Лечение близорукости у детей
Существует множество методик восстановления зрения при близорукости, и конкретный выбор может быть сделан только врачом – с учетом всех индивидуальных нюансов. Однако, первоочередной задачей является тщательная диагностика, установление причин, приостановление прогрессирования миопии, – если она обнаруживает тенденцию к усугублению, – и предотвращение развития возможных (достаточно тяжелых) осложнений.
Считается более или менее благоприятным в прогностическом плане, если зрение ухудшается с темпом не выше 0,5 дптр / год. В таких случаях абсолютное преимущество в терапевтической схеме отводится тренажерным, стимулирующим, развивающим методам коррекции. Чрезвычайно важно выполнять все предписания офтальмолога и неукоснительно следовать его рекомендациям, нормализовать режим сна, питания, учебы и отдыха. Ни в коем случае нельзя пренебрегать назначенной глазной гимнастикой – зачастую простейшие упражнения оказываются эффективнее скальпеля, если выполнять их терпеливо и достаточно долго (лечебно-профилактический курс может длиться несколько лет, и родителям надо быть психологически готовыми к этому).
В офтальмологическом центре строго соблюдаются принципы индивидуального подхода к каждому пациенту, и особенно – если нашим пациентом является ребенок. Терапевтическая стратегия разрабатывается с учетом множества факторов и особенностей конкретной клинической картины. В любом случае ставятся максимально возможные цели – а именно полное восстановление остроты и четкости детского зрения. Динамика состояния в ходе лечения постоянно контролируется врачом, при необходимости в лечебный курс вносятся коррективы; родители снабжаются всеми необходимыми рекомендациями относительно зрительной гимнастики и диагностики в домашних условиях, причем все комплексы упражнений построены в игровой форме.
Московский офтальмологический центр располагает самым современным высокотехнологичным оборудованием, позволяющим осуществлять лечебно-диагностическую деятельность на уровне мировых стандартов ВОЗ. С неизменным успехом применяются тренажерные и физиотерапевтические методики, включая лазерную, ультразвуковую, магнитную, инфракрасную, электростимулирующую терапию, вакуумный массаж и мн.др.
Инфракрасная лазерная терапия
Процедура направлена на активизацию обменных процессов и питания глазных тканей, а также на устранение спазма аккомодации как одного из значимых факторов в развитии миопии. Инфракрасное лазерное воздействие с близкой дистанции обладает свойствами своеобразного массажа для аккомодирующей системы (цилиарной мышцы).
Вакуумный массаж
Как следует из названия, активным компонентом в данной процедуре являются перепады давления от нормального до очень низкого. Метод направлен на стимуляцию кровообращения и питания глазных структур (в частности, цилиарной мышцы), нормализацию тонуса внутриглазных жидкостей и сред.
Лазерная терапия
Терапевтический лазер в офтальмологии широко применяется для развития бинокулярного трехмерного зрения, укрепления аккомодационных функций, активации фоточувствительных нейронов-рецепторов сетчатки и зрительного нерва.
Электростимуляция
Сверхслабые электрические токи эффективно улучшают проводниковые функции зрительного нерва. Процедура абсолютно безболезненна.
Детская офтальмохирургия
В случаях неблагоприятного развития ситуации, когда миопия прогрессирует более чем на 1 дптр в год и/или сопровождается серьезными осложнениями со стороны сетчатки (например, дистрофическими изменениями в тканях), методом приоритетного выбора становится офтальмохирургическое вмешательство. Существует ряд оперативных техник, среди которых одной из наиболее известных и распространенных является склеропластика – методика хирургического укрепления задних отделов склеры и активизации метаболизма в глазных оболочках.
Профилактика вредных для зрения привычек
Мысль банальная, но, тем не менее, абсолютно верная: намного легче (и умнее) болезнь предотвратить, чем вылечить. Зрительная гигиена и профилактика, правильное развитие и сохранение здорового функционального состояния глаз ребенка целиком и полностью относится к ответственности родителей. Казалось бы, всем известно, что расстояние от глаз до текста не должно быть меньше 30-40 см; что освещение должно сочетать рассеянный свет (лучше всего дневной) и, при необходимости, мягкую локальную подсветку с левой стороны рабочего стола (если ребенок правша); что ни в коем случае нельзя читать лежа или в движущемся транспорте; что на здоровье глаз могут негативно повлиять даже такие «мелочи», как наличие бликующих или отражающих поверхностей в поле зрения. Но в каждой ли семье соблюдаются эти правила?
Не следует забывать и о том, что глазам необходим отдых: после каждого получаса работы за письменным столом или чтения книги ребенок должен хотя бы ненадолго прерваться, переключившись на иной, не связанный с напряжением глаз вид активности; для детей дошкольного и младшего школьного возраста период непрерывной работы не должен превышать 20-25 минут. В перерывах крайне желательно выполнить хотя бы простейшие упражнения глазной гимнастики.
Именно такие правила должны закрепиться в качестве «зрительной привычки».