У первых на Земле простейших многоклеточных организмов в ходе эволюции постепенно выделились особые группы нервных окончаний, способные отличать свет от тьмы. Уже одно это было важнейшей приспособительной реакцией, дававшей зрячим существам колоссальное преимущество перед слепыми. За миллионы лет эта способность у разных видов развивалась по-разному: например, в сторону узкой специализации и восприятия теплового излучения, или к буквально телескопической остроте зрения на дальних дистанциях, или к широчайшему обзору практически во всех плоскостях – или же, как у человека и высших млекопитающих, к универсальности и многофункциональности.
Фоточувствительные рецепторы сетчатки, содержащие особый пигмент родопсин, позволяют человеку непосредственно ощущать лишь узкую полосу общего электромагнитного спектра, – этот диапазон между ультрафиолетом и инфракрасным теплом мы и называем словом «свет». Однако в доступном интервале наши глаза способны дифференцировать еще и отдельные субдиапазоны, а мозг – по-разному квалифицировать свет с различной длиной волны. В норме мы различаем не только оттенки серого; мы видим мир цветным. С детства мы привыкаем рисовать радугу-дугу состоящей всего из семи основных цветов, хотя в действительности наш глаз видит их без четких границ; радуга – это градиент или, как говорят дизайнеры, цветовая растяжка с плавными, размытыми, неразличимыми переходами от оттенка к оттенку. Фиолетово-синие цветовые ощущения вызываются излучением с более короткими волнами («ультрафиолетовый», таким образом, означает ультракоротковолновой, по человеческим меркам, свет), оранжево-красные оттенки – длинноволновым диапазоном, а промежуточное положение занимает желто-зеленая середина радуги.
Если вспомнить школьный учебник анатомии человека, – в частности, знаменитые сетчаточные колбочки и палочки, – то за цветоразличение отвечают рецепторы колбочкового типа. Недостаток родопсина, врожденные аномалии клеточного строения или приобретенные заболевания (чаще всего это неврологическая патология, деструктивные процессы в сетчатке или зрительном нерве) могут приводить к тому, что способность к дифференциации цвета у человека частично или полностью отсутствует. При полной «цветовой слепоте» мир воспринимается как черно-белое кино.
Традиционным стандартом диагностики цветоощущения и различения в отечественной офтальмологии являются таблицы Рабкина – серия набранных цветными пятнами изображений, где отличить фигуру от фона можно только при наличии способности к дифференциации оттенков и насыщенности цвета. Существуют различные модификации и аналоги этой методики (таблицы Штиллинга, Шаафа, Флетчера-Гамблинга и др.); разработан также специальный аппарат, получивший название аномалоскоп.
Поскольку процедура диагностики цветового зрения с помощью таблиц Рабкина является бесконтактной и в принципе не может нанести ущерб здоровью, противопоказаний к такому исследованию нет. В некоторых случаях, впрочем, оно является попросту бессмысленным или нецелесообразным – в частности, у почти слепых людей; у пациентов с выраженным слабоумием; у лиц в состоянии психомоторного возбуждения, алкогольного или наркотического опьянения; у детей в том возрасте, когда они еще не вполне способны осмысленно выполнить инструкцию.
Цена исследование зрения на цвета по таблицам Рабкина в нашем офтальмологическом центре составляет 500 рублей.
Британский учитель Джон Дальтон (1766-1844) обладал выраженной склонностью к самообразованию и развитым аналитическим мышлением, благодаря чему приобрел известность в нескольких научных областях. Разумеется, такой человек не мог оставить без внимания тот факт, что он сам и его братья видят мир несколько иначе, чем это описывают другие люди. Мужчинам из семьи Дальтонов было бы «трудно искать в зеленой траве красную землянику», поскольку они ее просто не видели – ягоды сливались с фоном. Так была написана книга с описанием и анализом данного феномена, который сегодня во всем мире известен по имени исследователя – «дальтонизм».
Первым по-настоящему грозным сигналом той опасности, которую представляет собой дальтонизм в технологической цивилизации, считается железнодорожная катастрофа 1875 года, произошедшая только потому, что машинист оказался не способен отличить красный свет семафора от зеленого. Именно эта трагедия стала отправной точкой профессионального отбора по критерию цветовосприятия.
Дальтонизмом в той или иной степени страдали и страдают очень многие люди, безвестные и великие – в том числе, как ни странно, даже художники. В частности, частичный дальтонизм был обнаружен у И.Репина, М.Врубеля, Ш.Мериона и др.
Широко распространено ошибочное мнение о том, что дальтонизм встречается только у мужчин. На самом деле речь здесь может идти только о врожденном, генетически обусловленном дальтонизме: разница между полами, как известно – это разница в одной-единственной хромосоме, но именно ею определяется вероятность появления врожденной цветоаномалии (по странному совпадению, термин «хромосома» переводится как «окрашенное тельце»). Но даже врожденным дальтонизмом страдают как мужчины, так и женщины; если различные варианты и степени цветоаномального зрительного дефекта встречаются среди представителей сильного пола с частотой 8-10% (каждый десятый мужчина на Земле), то у женщин этот показатель не достигает и половины процента. Что касается дальтонизма, обусловленного травмами и болезнями, то здесь вероятности выравниваются, к тому же встречается приобретенный дальтонизм значительно реже врожденного.
До недавнего времени дальтонизм считался неустранимым зрительным дефектом; в большинстве случаев, когда он не оказывает существенного влияния (или вообще не сказывается) на образе и качестве жизни, эту аномалию можно рассматривать просто как досадную индивидуальную особенность. Однако с недавнего времени в научных публикациях появляются более или менее достоверные сообщения о первых успешных попытках излечить цветоаномалию. Двумя основными направлениями этих исследований являются генетические модификации (в экспериментах с животными) и коррекция цветового зрения посредством специального состава и конструкции очковых стекол.
К интересным фактам можно отнести и то, что в Японии детей с малых лет учат не просто различать сотни разных оттенков каждого тона, но и запоминать их названия; поскольку глаз непосредственно связан с корой головного мозга, такое обучение является великолепным тренингом и стимулирует общее интеллектуальное развитие (культурно-исторические, геополитические и научно-технологические результаты, как говорится, налицо).