Курс аппаратного лечения дальнозоркости в детском возрасте включает обязательное ношение корригирующих очков. При этом оптическая сила выписанных врачом линз обычно ниже реально необходимой. Такие очки в случаях сочетания гиперметропии (дальнозоркость) и амблиопии (синдром «ленивого глаза») носятся постоянно, и пренебрегать этим назначением не следует.
Именно в детском возрасте такие вспомогательные очки способны стимулировать развитие зрительной системы и в какой-то мере снизить степень дальнозоркости. Аппаратная методология коррекции также направлена, прежде всего, на стимуляцию естественного развития глаза; лечебный курс подразумевает, как правило, применение пяти-шести различных устройств.
Разработанные с учетом особенностей детской психологии, все эти методы комфортны, безболезненны, построены на игровом принципе. Это особенно важно, поскольку в рамках лечения детской дальнозоркости курсы аппаратной коррекции назначаются до пяти раз в год. Конкретный набор методов, их последовательность и частота определяется лечащим врачом-офтальмологом.
Следует подчеркнуть высокую эффективность аппаратно-стимулирующего подхода: при ответственном отношении родителей (неукоснительное посещение всех назначенных курсов и выполнение всех предписаний) многих детей удается избавить не только от развития сопутствующей амблиопии, но и от необходимости ношения очков.
Детская дальнозоркость редко выступает как самостоятельная, изолированная проблема. Зачастую развиваются косоглазие и амблиопия (глаз, используемый не в полной мере, постепенно вообще выключается из процессов формирования зрительного образа).
Излишне говорить о том, какими последствиями это грозит формирующейся зрительной системе и психике ребенка. Чем раньше начата терапия детской дальнозоркости, тем выше шансы восстановить нормативный функциональный статус органов зрения, и тем ниже вероятность серьезных осложнений. В случаях, когда дальнозоркость сопровождается содружественным косоглазием, все терапевтические усилия направлены на то, чтобы максимально возможная реабилитация была достигнута к школьному возрасту.
При необходимости, – в зависимости от конкретной клинической картины, – лечебные курсы назначают несколько раз в течение года. Однако и в перерывах между ними необходимо выполнять определенные упражнения и предписания; в некоторых случаях родители снабжаются специальным программным обеспечением или стимулирующими аппаратами для их самостоятельного применения в домашних условиях. При условии ранней диагностики и своевременного вмешательства прогноз достаточно благоприятен: стимуляция развития глазных структур снижает степень дальнозоркости.
Аппаратная коррекция, осуществляемая в нашем офтальмологическом центре, приводит к существенному улучшению функционального состояния зрительной системы ребенка. Методы легко переносятся детьми; побочные эффекты при этом исключены, дискомфорт минимизирован. Для лечения детской дальнозоркости применяются безопасные, эффективные, хорошо отработанные методики с использованием аппаратов «Спекл-М», «Монобиоскоп-МБС-02», «Радуга», «Мозаика».