Вероятно, любые родители замечали, что у младенца в первые месяцы жизни движения глаз словно бы плохо скоординированы: например, глаза иногда поворачиваются в разных направлениях, независимо друг от друга. Это обусловлено тем, что как сами мышцы (любые, не только глазные), так и мозговой контроль их активности, развиты еще недостаточно: центральной нервной системе только предстоит научиться жить в сложном трехмерном мире, поглощая огромное количество поступающих извне сигналов и адекватно на них реагируя. Независимые и асимметричные движения глазных яблок считаются нормальными на этапе бурного формирования тканей, органов и систем организма в период от рождения до шести месяцев. Но не позже. К полугодовалому возрасту движения глазных яблок должны стать упорядоченными и согласованными; в противном случае ставится вопрос о возможном косоглазии, назначается тщательное офтальмологическое обследование и по его результатам принимаются соответствующие меры.
В первые недели после рождения зрительные и двигательные функции каждого глаза развиваются автономно; как следствие, во взрослом мире нет ни одной пары глаз, которые видели бы абсолютно одинаково. В возрасте 2-3 недель у младенца формируется способность к фиксации взора на объектах и к сопровождению движущихся предметов взглядом. Глаза могут поворачиваться вслед за объектом вполне синхронно, но на самом деле эти повороты пока независимы друг от друга. Примерно к пятой неделе зрительно-аналитический центр мозга должен пытаться слить, объединить «трансляции» от каждого глаза в единое изображение. На этапе формирования зрелого бинокулярного зрения еще могут изредка появляться рассогласованные движения или положения глаз. С трех месяцев ребенок, – при нормальном развитии зрительной системы, – уже уверенно фокусирует взор на объекте, может видеть и следить за ним обоими глазами одновременно. Небольшое, малозаметное косоглазие на этом этапе может сохраняться и считается преходящим. К пятому месяцу должно быть сформировано сложное взаимодействие между двумя глазами и мозгом, которое позволяет воспринимать мир как объемный, оценивать глубину пространства, разницу в расстояниях, перспективу и пр. Но «взрослое» бинокулярное зрение окончательно развивается лишь к 10-12 годам. Поэтому реальное косоглазие, требующее внимания и помощи офтальмолога, должно быть выявлено, – и по возможности скорректировано, – как можно раньше.
К основным причинам и факторам риска развития косоглазия относятся:
Если в развитии ребенка присутствует хотя бы один фактор из перечисленных, вероятность формирования косоглазия существенно повышается. Такие дети относятся к группе риска и обязательно должны находиться под наблюдением офтальмолога.
Любое медицинское обследование, в том числе офтальмологическое, начинается со сбора анамнестических сведений. Родители должны быть готовы информировать врача о том, как протекали беременность и роды, какие заболевания перенесены ребенком в течение жизни, когда было замечено косоглазие и каков его характер – постоянный или эпизодический, на одном глазу или на обоих, зависит ли видимая степень косоглазия от внешней ситуации, жалуется ли ребенок (если он в соответствующем возрасте и способен формулировать ощущения) на головные боли, на двоение или нечеткость зрения, на головокружения и т.д. Обязательно прозвучат вопросы об офтальмологической наследственности, о пережитых ребенком травмах и инфекциях, о полученном в разное время лечении и его эффективности.
Как правило, первая плановая консультация офтальмолога назначается, когда ребенку исполняется 3 месяца. После сбора анамнеза врач осуществляет визуальный осмотр: исследуются веки, ширина и форма глазных щелей, положение и размеры глазных яблок. Необходимо исключить аномалию строения и/или недостаточную прозрачность роговицы, зрачков, хрусталика, стекловидного тела, патологию глазного дна. С этой целью применяется обычный офтальмоскопический инструментарий. Для уточнения угла косоглазия используют метод Гиршберга: при взгляде на яркую лампочку на роговице появляется его отражение (рефлекс), которое в норме попадает в центр зрачка. О степени косоглазия судят по смещению светового рефлекса в ту или иную сторону. Нормативная ширина зрачка составляет 3-3,5 миллиметра; при сходящемся косоглазии отраженный луч смещен к внешнему углу глаза, при расходящемся – к внутреннему, при вертикальном – вниз или вверх.
Но пациентам младенческого возраста установить окончательный и подтвержденный диагноз крайне сложно. Метод Гиршберга является единственным доступным и более-менее достоверным способом, не считая прямого наблюдения за движением глазных яблок и положением зрачков. Столь же недоступным является точное измерение рефракционных показателей: выраженные нарушения остроты «ближнего» или «дальнего» зрения способны спровоцировать развитие косоглазия в дальнейшем, однако у малышей приближенная оценка рефракции возможна лишь скиаскопическим способом («метод теней», основанный на движении отраженного луча при поворотах зеркала).
При каких-либо сомнениях или подозрениях офтальмолог обязательно рекомендует родителям пристально наблюдать за развитием глазной моторики в ближайшие недели; назначается повторная консультация в возрасте 6 месяцев. Пренебрегать этими назначениями, конечно, не стоит.
У полугодовалого ребенка глазные движения обычно уже вполне согласованы и адекватны окружающим объектам, движущимся и неподвижным. Преходящее младенческое косоглазие в этом возрасте, как правило, уже не наблюдается; если же признаки или хотя бы отдельные эпизоды косоглазия остаются, необходимо более тщательное обследование и уточнение специфики косоглазия (расходящееся, сходящееся, вертикальное; содружественное или паралитическое; самостоятельное или сопровождающееся рефракционным дефектом; углы смещения позиций глазного яблока, и т.д.). Важно понимать, что косоглазие может быть обусловлено рядом совершенно разных по своей природе причин; в некоторых случаях оно является самостоятельной проблемой, в других – следствием или симптомом более общих заболеваний.
Так, при параличе одной из мышц, отвечающих за подвижность глазного яблока, является невозможным или существенно ограниченным поворот глаза в направлении этой мышцы. Такое состояние носит название паралитического косоглазия.
Как правило, паралитическое косоглазие развивается на фоне заболевания центральной или периферической нервной системы (такая патология может быть как врожденной, так и приобретенной); к возможным причинам относятся также опухоли мышечной ткани, травмы, инфекционные процессы. Паралитическое косоглазие отличается стабильностью, стойкостью. Если оно возникает в первые недели после рождения или является врожденным, зрительные функции пораженного глаза не могут развиться в полной мере – формируется так называемся амблиопия, или «синдром ленивого глаза». Ни очками, ни контактными линзами амблиопия не корригируется; врожденная или младенческая рефракционная аномалия этого типа может остаться навсегда, несмотря на все усилия врачей и родителей. Если же признаки паралитического косоглазия (и, как следствие, амблиопии) возникают на этапе вполне сформированного зрения, прогноз является более оптимистическим: во многих случаях удается восстановить зрительные характеристики частично или даже полностью. Необходимость предотвратить развитие амблиопии посредством ранней диагностики паралитического косоглазия – одно из важнейших оснований для постоянного контроля состояния глаз ребенка, т.е. профилактические осмотры офтальмологом должны быть регулярны и обязательны.
Оценить степень и характер подвижности глазных яблок у детей можно при помощи несложной методики, доступной родителям в обычных домашних условиях. Достаточно посадить ребенка на колени и удерживать головку в одном положении (если ребенок постарше и способен понимать инструкции, попросить его не поворачиваться), затем поместить в поле зрения какой-либо яркий или блестящий объект и, смещая его, наблюдать за глазной подвижностью ребенка. «Мишень» должна находиться в 30-40 см, на высоте глаз малыша, прямо перед лицом. Фокусирующий предмет плавно уводят в направлении одного уха, затем возвращают на центральную ось и повторяют движение к другому уху. При крайнем отведении глаза в сторону наружный край радужной оболочки должен касаться внешнего уголка глаза, а при повороте глаза к носу край радужной оболочки немного не достигает внутреннего уголка глаза, – такая подвижность является нормальной. Если же указанные границы не достигаются радужной оболочкой, следует знать, что это является характерным симптомом паралитического косоглазия. В том случае, если проба выполняется вполне нормативно, а косоглазие, тем не менее, наличествует – для уточнения его специфики и установления диагноза требуется углубленное обследование, возможно, с привлечением смежных специалистов (детских невропатологов, эндокринологов и др.).
Известны также случаи так называемого ложного, мнимого косоглазия. Как правило, иллюзорное ощущение, что ребенок немного косит, возникает при наличии «монголоидной» кожной складки в уголке глаза (эпикантус), слишком широкой переносицы или других индивидуально-анатомических особенностей строения черепно-лицевых структур. Зачастую «наблюдаемое», но в действительности не существующее косоглазие исчезает по мере роста ребенка, формирования зрелых тканей и взаимного расположения органов.
Содружественное косоглазие развивается преимущественно в возрасте 1-2 года и характеризуется нормальной подвижностью глазных яблок. Этот тип косоглазия статистически связан с неврологической патологией и рефракционными аномалиями (близорукость, астигматизм, дальнозоркость), а также нередко возникает при односторонней слепоте. Содружественное косоглазие может быть обусловлено неправильной позицией одного или обоих глаз (моно- или билатеральное), или же глаза косят поочередно (такой вариант называется альтернирующим). Выраженность содружественного косоглазия может изменяться вплоть до периодических исчезновений и появлений.
Выявить тенденцию к содружественному косоглазию можно достаточно простой пробой, если позволяют возраст и развитие ребенка. Если в обычной ситуации при предъявлении ребенку яркого предмета его глаза синхронно занимают нужную позицию, попросите малыша закрыть один глаз (или сами осторожно закройте своей или его ладонью). При содружественном косоглазии свободный глаз начнет отклоняться от первоначальной оси, а когда ладонь убирается – характерным установочным поворотом вернется в исходную позицию. Однако, прежде всего следует убедиться в том, что взгляд ребенка надежно фиксирован на предмете-«мишени».
Содружественное косоглазие может быть вызвано различными серьезными заболеваниями, например, атрофическими изменениями в зрительном нерве или нарушениями питания сетчатки (дистрофия центральной области). Именно поэтому требуется всесторонняя диагностика глазного дна, исследование прозрачных глазных сред, привлечение врачей-консультантов смежного профиля. Обязательной является также оценка рефракционных характеристик. Перед обследованием, как правило, необходимо закапывать атропин или иной препарат, расслабляющий и снимающий спазм глазных мышц.
Для детей в возрасте 3 года и старше проводят, в дополнение к перечисленным диагностическим процедурам, измерение остроты зрения. С этой целью применяют специальные таблицы, на которые ребенок смотрит «невооруженным глазом» и сквозь корригирующие стекла. Важно оценить также степень развития бинокулярного зрения; для этого используется специальная четырехточечная цветовая проба.
В качестве фокусирующего предмета предъявляется диск с четырьмя световыми кругами (белый, красный и два зеленых). Ребенок видит диск через специальные очки: справа красное стекло, слева зеленое. Диск размещают так, чтобы глаз за красным стеклом видел лишь красные светящиеся круги, а другой глаз – лишь зеленые. Пятно белого света через красное стекло будет восприниматься красным, а сквозь зеленый фильтр, соответственно, зеленым. Таким образом, на диагностическом диске ребенок с нормальным зрением увидит либо три зеленых световых пятна и одно красное, либо два зеленых и два красных. Но при монокулярном зрении (когда один глаз не функционирует), при косоглазии и других аномалиях возможны иные варианты цветовосприятия, отличающиеся от нормативного. При всей своей простоте, четырехточечный цветотест характеризуется значительной диагностической информативностью и является эффективным методом исследования.
В диагностике (и в лечении) косоглазия применяется также синоптофор – специальный прибор, также построенный на принципе предъявления раздельных изображений правому и левому глазу.
Прежде всего, необходимо снова подчеркнуть: эффективность лечения напрямую зависит от того, на каком этапе оно начинается. Поэтому при первых же признаках косоглазия следует немедленно обратиться к офтальмологу. Очевидно, что только врач может выявить причины, диагностировать тип и степень косоглазия, назначить адекватное лечение в каждом конкретном случае. Как правило, коррекция косоглазия является довольно продолжительным процессом и занимает 2-3 года. Важно это понимать и набраться терпения, не требуя от врача немедленного исцеления при помощи, например, одной чудодейственной таблетки.
Консервативное лечение содружественного косоглазия проводится в несколько этапов, на каждом из которых ставится и решается определенная терапевтическая задача – в зависимости от специфики имеющейся проблемы.
Так, если косоглазие сочетается с рефракционной аномалией, назначают корригирующие очки, причем на сегодняшний день разработаны и с успехом применяются модели даже для самых маленьких пациентов (с полугодовалового возраста), полностью выполненные из небьющихся пластических материалов.
Такие очки назначаются для постоянного ношения, и чем раньше, тем лучше. Даже если видимых изменений в углах косоглазия в первое время нет, отказываться от очков нельзя; в ходе регулярного наблюдения у офтальмолога может потребоваться периодическая их замена.
Однако, одних лишь очков для лечения косоглазия недостаточно.
На первом этапе применяется плеоптическая терапия, которую можно начинать лишь после 3-4 недель ношения очков. Плеоптическое лечение направлено на «тренировку» глазных мышц и, таким образом, призвано предотвратить развитие амблиопии. Ставится цель по возможности выровнять зрение на обоих глазах и обеспечить их одновременное, согласованное функционирование.
Плеоптическое лечение включает такие основные методы, как пенализация, локальное раздражение сетчатки светом, прямая окклюзия, различные системы упражнений (например, методом отрицательных последовательных образов). В качестве дополнительных методов назначаются общий засвет сетчатки, различные компьютеризированные методики, упражнения с дозированными световыми и зрительными нагрузками, рефлексотерапия. Однако базовым и начальным методом лечения на первом этапе становятся либо пенализация, либо прямая окклюзия.
Суть обоих методов в том, чтобы «вынудить» работать тот глаз, который видит хуже. Пенализация применяется в возрасте от 1 до 4 лет для лечения сходящегося косоглазия, если косит лишь один глаз и острота зрения ниже 0,4. Обязательным условием является также отсутствие близорукости (зрение нормальное или дальнозоркое). Используются две модификации: для взора вдаль и для зрения вблизи. Пенализация заключается во временном искусственном ухудшении зрения на лучше видящем глазу. Достигается это закапыванием в него атропина по назначенной врачом схеме; предписываются также очки с избыточным стеклом на проблемном глазу (т.е. с более мощной коррекцией, чем требуется в действительности). При этом более здоровый глаз исключается из ближнего зрения, и все эти функции «вынужден» взять на себя проблемный глаз. Такой курс длится от 4 месяцев до полугода. Если удается достигнуть ощутимых результатов, аналогичная схема применяется для зрения вдаль. Для детей младшего возраста, когда невозможно точно измерить остроту зрения, пенализация зрения вдаль применяется лишь при условии, что взор больным глазом фокусируется на близлежащих предметах. Иногда атропин не назначается, но в этих случаях очки надо носить постоянно. В одном из вариантов методики избыточно сильное стекло устанавливается со стороны более здорового глаза, а для проблемного обеспечивается необходимая коррекция. Такой способ «тренирует» зрение здорового глаза вдаль и включает в работу глаз с аномалией.
Метод окклюзии применяют при отсутствии эффекта от пенализации (в общем случае, не раньше 4-летнего возраста). Прямая окклюзия, или «перекрытие» в переводе с латыни, состоит в полной блокировке более здорового глаза, – его просто закрывают очками с одним непрозрачным стеклом, – с тем, чтобы «заставить работать» больной глаз. Ношение таких очков назначается по различным схемам: на весь день, на несколько часов ежедневно, только в условиях повышенной нагрузки и т.п. Срок ношения очков со стеклом-окклюдером варьирует от одного месяца до года и более; необходим контрольный осмотр офтальмолога 1-2 раза в месяц, поскольку есть вероятность снижения зрения на «отдыхающем» здоровом глазу. В последнем случае назначается поочередная окклюзия (на периоды по несколько дней закрывается то «лучший», то «худший» глаз). При хотя бы приближенном выравнивании остроты зрения на обоих глазах, или же при трансформации постоянного косоглазия в альтернирующее, достигнутый успех закрепляется поочередной окклюзией в течение примерно 3 мес. Затем ношение очков с окклюдером постепенно сокращается вплоть до полной отмены.
Критерием эффективности и продолжительности применения метода окклюзии являются результаты контрольного обследования после первых двух месяцев ношения очков: если нет положительной динамики, дальнейшее их ношение теряет всякий смысл. Следует заметить, что самым маленьким пациентам труднее адаптироваться к новым условиям, поэтому в режим постоянной окклюзии их лучше вводить постепенно, начиная с 20-30 мин в день и увеличивая время, ежедневно проводимое в очках.
Методика локального «слепящего» засвета сетчатки используется при условии, что проблемный глаз верно фокусируется на объектах. Для засвета ограниченного участка сетчатки применяются разного рода импульсные источники света, включая лазеры.
Метод отрицательного последовательного образа является модификацией предыдущей процедуры: центральная область сетчатки закрывается от света трехмиллиметровым шариком, в результате чего создается специфическое поле зрения, обладающее терапевтическими свойствами. Данный метод может назначаться даже при затрудненной или неверной фокусировке взора на объектах-мишенях.
При снижении остроты зрения от 0,2 эффективен специальный настольный прибор амблиотренер, предназначенный для развития зрительной ориентации в рамках лечения амблиопии. Определенный эффект приносят также упражнения с макулотестером – этот аппарат изначально предназначен для диагностики, однако может быть использован и в тренинговом режиме.
С двух-трехлетнего возраста допускается лечение методом общего засвета сетчатки; при лечении старших детей широко используются специализированные компьютерные программы.
Следующий, так называемый ортоптический этап лечения начинается тогда, когда удается достичь остроты зрения не менее 0,4 на каждом глазу. Необходимыми условиями являются также полный мышечный баланс и возраст от 4 лет. Цель ортоптического лечения – восстановить и закрепить природную способность к бинокулярному восприятию, т.е. объединению изображений, полученных от двух глаз по отдельности, в единый трехмерный зрительный образ. Основным аппаратом для тренировки такой способности является синоптофор. Это одно из устройств, построенных на принципе раздельного предъявления изображений в каждый глаз. В норме эти фрагменты автоматически сливаются мозгом в целостный образ, при косоглазии для этого требуется тонкая настройка по смещению правого или левого фрагмента (такое смещение определяется углом имеющегося косоглазия). После диагностики начинают тренировку мышечного баланса: глаза постепенно «привыкают» видеть и поворачиваться согласованно.
Финальным этапом в коррекции содружественного косоглазия выступает диплоптическое лечение. Эта техника направлена на восстановление бинокулярного, стереоскопического зрения, причем такую способность организм должен постепенно восстановить сам в ходе постоянных упорных тренировок. При помощи специальных сменных линз (призматической конфигурации) искусственно вызывается раздвоение поля зрения; глаз и зрительный анализатор, вынужденные справляться с оптической абберацией, пытаются воссоздавать исходное изображение. Диплоптическое лечение этого типа назначается детям с двухлетнего возраста и при условии, что угол косоглазия не превышает семи градусов.
Дополнительным курсом после успешной коррекции косоглазия предписывают специальную систему упражнений для укрепления глазных мышц, координации и легкости движений глаз. К такой рекомендации также следует отнестись серьезно и ответственно, поскольку тренинг процессов аккомодации, движений вправо-влево и пр. имеет чрезвычайно важное значение в плане профилактики рецидивирующего развития косоглазия и нарушений зрения в будущем (учитывая, в какое время мы живем и с какой нагрузкой на глаза сталкивается современный «информационный» человек).
Нередко родители задают вопрос о том, нельзя ли один раз решиться на операционный риск (который, как все понимают, в той или иной степени присущ любому хирургическому вмешательству), чем проходить утомительное и длительное тренинговое лечение. Мотивы таких вопросов понятны, однако следует сразу прояснить ситуацию.
Оперативная коррекция косоглазия назначается в тех случаях, когда плеоптическое и ортоптическое лечение заведомо бесперспективны или не приносят ощутимых результатов в течение, как минимум, одного года. При косоглазии с большим углом операция становится первым, а точнее, «нулевым», предварительным этапом лечения, за которым все равно понадобятся те же самые упражнения и тренировки. Хирургическим путем, – укрепляя или, наоборот, ослабляя элементы глазной мышечной системы, – можно добиться лишь анатомически правильной, согласованной позиции глаз, однако на прочие зрительные функции это не повлияет: организм должен именно «научиться» видеть двумя глазами. Следует учитывать также, что иногда сама операция по устранению косоглазия проводится в несколько этапов.
Хирургическая коррекция паралитического косоглазия зачастую обусловлена необходимостью устранения его прямой причины: опухоли, инфекционного очага, травматических изменений и т.п. Для коррекции рефракционной аномалии назначаются очки, затем плеоптическая и ортоптическая терапия. В ходе лечения широко практикуются проверенные и эффективные физиотерапевтические процедуры (иглорефлексотерапия, мышечная электростимуляция и др.), различные медикаментозные схемы.
Как подчеркивалось выше, прогноз находится в прямой зависимости от того, насколько своевременно начато лечение. При ранней диагностике и немедленном назначении соответствующих медицинских мероприятий прогноз, как правило, достаточно благоприятен: всестороннее комплексное лечение, завершенное к семилетнему возрасту, в ряде случаев восстанавливает зрительные функции в полном объеме и на нормативном уровне. После 7 лет с каждым годом выжидания или псевдолечения (например, «народными» или «экстрасенсорными» методами) прогноз ухудшается.
Наиболее высокой является вероятность терапевтического успеха при своевременно начатом лечении содружественного аккомодационного косоглазия, наиболее низкой – при запоздалой диагностике и лечении паралитического косоглазия. Однако, это лишь самые приближенные статистические тенденции. Конкретную клиническую картину, наиболее адекватную терапевтическую стратегию и, соответственно, индивидуальные перспективы лечения способен оценить только врач-офтальмолог, – но даже он сможет судить о прогнозе лишь спустя примерно год после начала консервативного лечения, поскольку ключевое значение имеет динамика и эффективность принимаемых мер.
К часто задаваемым относится также вопрос о том, какие коррективы необходимо внести в образ жизни, воспитания и развития ребенка, страдающего косоглазием.
Наиболее разумное, целесообразное и верное решение – отдать ребенка в специализированное дошкольное учреждение. В таких детских садах, прежде всего, исключается или минимизируется фактор психологической травматизации: все на равных условиях, у всех одна беда. Далее, в подобные детсадики с медицинским уклоном попасть, как правило, непросто, и некоторые родители стремятся правдами и неправдами поместить туда даже вполне здоровых детей. Причина в том, что уход и условия здесь все-таки получше, да и персонал отличается мягкостью, пониманием и высокой квалификацией. А главное – в специализированном детском саду предусмотрен особый режим и постоянные, при этом ненавязчивые (в игровой форме) упражнения для развития, тренировки и укрепления зрительных функций, а также для профилактики их дальнейших нарушений. Такие учреждения имеют возможность проводить физиотерапевтические процедуры, что очень важно; они укомплектованы специальным оборудованием и дидактико-лечебными материалами, разработанными для коррекции различных проблем детского зрения, в том числе и косоглазия.
Однако, все это не снимает необходимость терпеливой домашней работы. Например, если ребенку назначена постоянная прямая окклюзия, найдите время собрать с ним вместе какой-нибудь конструктор с мелкими деталями, решить головоломку, нарисовать или раскрасить что-нибудь интересное, перебрать гречку, распутать клубок, ознакомиться с печатными буквами и т.п. Думающие, любящие, – и потому изобретательные, – родители способны превратить в увлекательную игру даже непосредственные упражнения для глазных мышц (повторяющиеся движения глаз вправо-влево и вверх-вниз, вращение глазами, перевод взора по диагоналям, интенсивное моргание, конвергенция глаз к носу и дивергенция в стороны, и мн. др.). Терапевтический эффект от таких занятий гарантирован, если выполнять их не от случая к случаю и не «под настроение», а ежедневно. Кроме того, особое значение при косоглазии приобретает осанка; если не научить ребенка сидеть за столом безопасно и комфортно, косоглазие может усугубиться еще и вследствие неправильной осанки или несоблюдения «дистанции безопасности» от глаз до рабочей поверхности стола. Расстояние в 30-40 см между зрачком и объектом фокуса должно соблюдаться неукоснительно. Важно следить и за тем, чтобы рабочее поле было освещено оптимальным образом – достаточно, но не чрезмерно.
Нельзя забывать также о том, что косоглазие накладывает определенные ограничения в плане физической активности (запрещены прыжки, гимнастика, интенсивно-контактные игры, вообще любые перегрузки) и питания (рацион должен быть полноценным и сбалансированным, вкл. витамины, минералы, микроэлементы).
Лечение детского косоглазия требует бесконечного терпения, настойчивости, веры, знаний (хотя бы элементарных), вдумчивости – и любви. В этом случае недуг отступает. Вы справитесь!